Мало кто станет отрицать пользу и важность чтения. Ведь это показатель грамотности. А что насчёт чтения художественной литературы? Некоторые сомневаются в целесообразности такого занятия. Тем не менее, в СМИ часто можно встретить заголовки вроде «Ученые доказали пользу чтения художественной литературы» или «Доказано, чтение художественной литературы развивает». При этом каких-либо существенных доказательств под такими заголовками по-прежнему приводится мало.
Легко убедить тех, кто в этом не сомневается. Все эти списки тезисов, ссылающихся на опыты, вроде того, что чтение успокаивает гораздо сильнее, чем прогулка и прослушивание музыки, или что чтение отодвигает болезнь Альцгеймера, обычно довольно абстрактны, несвязны и не отвечают на главные вопросы – как и почему. Заключение вроде «мы провели опрос и выявили связь» не отвечает на эти вопросы. Выглядит это неубедительно главным образом из-за отсутствия мотивации доказывать что-то в чём мы и так уверены и убеждены на опытах. Но чтобы наконец выяснить почему чтение художественной прозы развивает, нужно разобраться, как это происходит, определить чёткие связи, понять, что именно оно развивает. Попробуем найти точные ответы на эти вопросы и убедить даже самых непримиримых скептиков.
Осторожно! Далее будет много терминов и научной лексики.
Замечали ли вы противоречивые ответы людей на вопросы: почему вы читаете фикшн, или почему вы его не читаете?
«Читаю, потому что получаю от этого удовольствие», – обычно отвечают одни.
«Не читаю, потому что в чтении нет ничего приятного, в сравнении, например, с просмотром телесериала», – отвечают другие.
Аналогичная ситуация с занятиями спортом. Почему люди должны получать удовольствие от физического изнеможения? На самом деле речь не об удовольствии, а об удовлетворенности результатом/своим развитием, в одном случае – интеллектуальным, в другом – физическим.
Дело в том, что чтение требует усилий, это – активный вид деятельности, в отличие, например, от просмотра фильмов. Чтение – это не просто считывание и расшифровка смысла букв и складывание его в смысл слов, но и сложная аналитическая деятельность мозга, проводимая им над разными формами повествования, частями текста, их сопоставлением друг с другом, нашим опытом, и генерацией на основе этих сравнений новых смыслов, не декламируемых текстом напрямую. Вся эта информация, появляющаяся у нас в мыслях на основе подсознательного анализа текста, называется подтекстом. Это – обязательный элемент художественной литературы, который делает ее художественной или другими словами наделяет ее эстетическим воздействием.
Несмотря на обманчивую легкость, на то, что художественную литературу называют вымыслом и фантазией, такой текст имеет довольно сложную структуру, благодаря которой и появляется подтекст. Т.е. определенная структура текста производит определенный подтекст, и заставляет нас думать особенным образом, развивает определенный тип мышления. Эти типы мышления называются психическими способностями.
Среди них есть общие (характерные для всех людей и используемые в быту) и специальные (профессиональные). К общим можно отнести: умение говорить и логически мыслить, к специальным – актерское мастерство и музыкальный слух. Несмотря на то, что общие психические способности имеются почти у всех людей, развиты они у всех в разной степени.
Художественная литература развивает общие психические способности. Давайте проследим как она это делает. Например, смена точки зрения в повествовании заставляет нас посмотреть на ситуацию попеременно со стороны, а затем изнутри (от лица какого-либо героя), подумать каково быть в другой роли. Таким образом развиваются наши способности к эмпатии.
Или, например, когда мы видим в герое как положительные, так и отрицательные черты характера и не можем четко определить наше отношение к нему, мы задействуем, тренируем и развиваем наше критическое мышление. Желая раскрыть тайну детектива, мы развиваем целеустремленность и выдержку. Собирая разрозненные факты воедино, рисуя целостную картину из отдельных слов, разных мнений и т.п. мы развиваем свои аналитические способности, а в данном случае такой метод познания, как синтез. И это – только малая часть примеров развития общих психических способностей с помощью художественной литературы.
А в чём же эстетическое воздействие? – спросите вы. Правда, пока мы увидели только интеллектуальное воздействие.
Эстетическое – значит связанное с чувствами. Чувства – это осмысленные эмоции. Эмоции бывают базовыми и сложными. Базовые – связанные с физическим состоянием, врожденные, присущие многим животным (голод, страх, отвращение). Сложные эмоции (гордость, обида, вина, смущение) требуют более тщательного осмысления и развития, и после осмысления становятся высшими чувствами, которые возникают у нас в раннем детстве, из-за того, что мы живем в социуме. Эти чувства могут совершенствоваться нами с помощью опыта переживаний. А опыт переживаний может даваться нам не только реальными ситуациями, но и вымышленными.
Смоделированные переживания ничем не хуже реальных, а иногда даже лучше, особенно если такие переживания для нас опасны. Например, сложный характер героя из примера выше может стимулировать осмысление читателем возникших у него эмоций к герою, формирует сложное чувство, отличное от простых, которые можно описать одним словом, например, ненависть, любовь или уважение. Именно поэтому так ценятся и считаются продуктами высокого уровня мастерства писателя романы психологические. Подробное описание чувств персонажей, например, нечеловеческий страх героя триллера, даёт нам не только возможность испытать новое прежде незнакомое чувство, но и проанализировать и понять его особенность и практическую ценность.
Поскольку высшие чувства формируются под влиянием общества, то очевидно, чтение художественной литературы способствует социализации. По той же причине художественная литература развивает этическое (нравственное) восприятие и может иметь дидактическую (воспитательную) функцию.
Высшие чувства входят в понятие так называемого эмоционального интеллекта. У него есть разные определения. В данном контексте будем считать эмоциональный интеллект совокупностью психо-эмоциональных навыков и способностей человека, то есть способность понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, эффективно коммуницировать, контролировать свое психическое состояние, проявлять способности к интуиции, самоанализу.
Таким образом чтение художественной литературы повышает уровень эмоционального интеллекта и развивает психические способности. Простыми словами чтение художественной литературы помогает нам лучше понимать друг друга, преуспевать в обществе, легче адаптироваться к разным ситуациям, справляться с трудностями, развиваться интеллектуально и эмоционально.
Автор статьи: Денис Штаев
Comments