Самыми огромными книжными утратами были потери текстов античных авторов. По подсчётам учёных сохранилось менее 10 % наследия античной литературы. Чтобы лучше понять масштаб потерь, представьте, если бы почти ничего не сохранилось из Золотого века русской литературы, хоть мы и наслышаны были бы о гениальности каждого автора, например, от писателей Серебряного века, которые ещё могли читать их произведения, но после теоретически случившегося апокалипсиса в нашем распоряжении остались только одно стихотворение Пушкина, три строчки из случайного произведения Гоголя, столько же от произведений Лермонтова и Толстого, отрывок из рассказа Тургенева и больше ничего! Таким апокалипсисом для античной литературы были распад Римской империи и культурно-экономический упадок Европы в период тёмных веков. От большей части античной литературы остались только имена авторов и, если повезло, названия произведений.
Об утраченных произведениях античности нам известно из упоминаний о них другими авторами или из списков различных библиотек, где эти ныне никому неизвестные тексты соседствовали со знаменитыми трудами и часто описывались как не менее важные по своему значению, служившие предметом изучения и особой ценности для владельцев этих книжных собраний. Лучше всего сохранились произведения, которые на постоянной основе изучали в античных греческих и римских школах. В их число входили «Илиада» и «Одиссея» Гомера, семь пьес Эсхила из восьмидесяти (поэтому только они и сохранились). Лишь нескольким другим авторам повезло по той же причине, тексты прочих не дожили до наших дней.
Утрате текстов способствовали войны, пожары, уничтожение литературы из этнической и религиозной нетерпимости, многократное отсеивание непопулярных текстов в процессе переписывания папирусов на пергамент и оформления свитков в кодексы в эпоху до изобретения печатного станка. Тексты на недолговечном папирусе, не представлявшие значительной ценности, не переписывались на пергамент, а позже даже те, которые были переписаны, счищались с пергамента, поскольку он был дорогим, и на освободившихся листах писались новые тексты. Такой процесс происходил в Европе первые десять веков нашей эры, отмеченных феодальной раздробленностью, экономическим и культурным упадком. Наибольшие потери античных текстов пришлись на период с третьего по пятый век. Например, в то время, не смотря на активную христианизацию, была очень популярна философия Платона, поэтому его произведения, многократно копируемые, сохранились в наиболее полном виде по сравнению с работами других философов. К 9 веку большая часть ещё уцелевшей античной литературы, но уже забытой Западом оказалась сосредоточена в Константинополе, однако позже разорение коснулось и его. После 10 века потерь текстов было значительно меньше и только с изобретением книгопечатания сохранение книг перестало быть проблемой.
Большую часть потерь античной литературы отследить невозможно, но некоторые события истории показывают какой чудовищный по масштабам ущерб ими был нанесен.
В 212 г. до н. э. в Китае премьер-министр Ли Сы при императоре Цинь Шихуанди, видя угрозу существовавшему строю в критической мысли, ввёл запрет на книги по истории, поэзии и философии, представлявшие альтернативу точке зрения императора. Книги по всей стране были изъяты и сожжены, казнены более 460 ученых, из-за чего значительно упал уровень грамотности населения, были потеряны основные философские тексты «ста школ мысли», возникла социальная амнезия, стёршая множество фактов из истории страны.
Знаменитая Александрийская библиотека, находившаяся в центре эллинистической науки и культуры Мусейоне, содержавшая до 400 тыс. свитков, начала приходить в упадок с 48 года до н.э., когда в ходе боевых действий Юлия Цезаря за власть над городом в Мусейоне возник пожар и часть библиотеки сгорела. Затем в ходе многократного завоевания города римлянами, христианами и арабами, здания библиотеки разрушались, свитки разграблялись или использовались как топливо для печей. Несмотря на то, что в промежутках между этими бесчинствами библиотеку восстанавливали, часть текстов переписывали и даже пополнили фонд привезённой библиотекой Пергама, её объём постепенно сокращался, её содержание не финансировалось, пока с арабским завоеванием к середине 7 века она окончательно не перестала существовать.
Взятие турками Константинополя в середине 15 века положило конец сохранности европейской античной литературы в Византии. Однако довольно большая часть книг была ранее вывезена в Ватикан. Одно из таких книжных собраний взяла с собой византийская принцесса Софья Палеолог в княжество Московское, где была выдана замуж за князя Владимирского и Московского Ивана III. Эту библиотеку, называемую Либерия, унаследовал их внук Иван IV Грозный, при котором следы библиотеки и её упоминания теряются. Историки предполагают, что она могла погибнуть от московского пожара 1571 года. По некоторым свидетельствам, в состав библиотеки входили редкие произведения античной литературы, ныне не сохранившиеся. И это – только некоторые из самых масштабных подобных событий.
Что же мы потеряли? Какова ценность утрат? Точно ответить на эти вопросы невозможно, но можно составить некоторое представление. Не многие знают, что на самом деле «Илиада» и «Одиссея» входили в эпический цикл, состоящий из восьми поэм, связанных между собой сюжетно и хронологически. В него входили такие поэмы как «Киприя», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Разрушение Илиона», «Носты», «Телегония», повествующие о событиях предшествующих Троянской войне и последующих за ней. А кроме этого цикла были и другие циклы, такие как цикл о рождении богов и их войне с титанами, состоящий из поэм «Теогония» и «Титаномахия», а также Фиванский цикл, состоящий из поэм: «Эдиподия», «Фиваида», «Эпигоны» и «Алкмеонида». Они были написаны разными авторами, от каждой из них уцелело лишь по несколько строк, в античном мире их тщательно изучали и анализировали, поэтому их сюжеты породили множество драматических произведений, от которых до наших дней дошли лишь несколько, им подражали римские писатели, в частности бесспорно их влияние на «Энеиду» Вергилия.
И это лишь основной набор киклических поэм, ставших основой для половины произведений всей древнегреческой литературы, кроме которого утеряно множество произведений не только художественных, но также научных, географических, исторических, дидактических, ораторских, философских. Вот примеры наиболее известных: «Канон» Поликлета, которым руководствовались искусные скульпторы античности, часть многотомного труда древнеримского историка Тита Ливия «История от основания города», подробно описывающая историю Римской империи от начала ее существования до 9 г. н. э. (сохранились только 35 книг из 142), «Египтика» Манефона, «Индика» и «Персика» Ктесия, «История Вавилона» Бероса, труды римского императора Клавдия, автобиография Гая Юлия Цезаря, научные труды Пифагора, Архимеда, Эратосфена, Евклида, из не-греко-римских – множество альтернативных евангелие от разных авторов, «Книга браней Господних» о войнах в Израильских землях, хроники царей Израиля, Иудеи, Мидии, Персии, кодексы Ацтеков и Майя.
На этой печальной ноте прервемся, ибо всего потерянного из античной литературы не перечислить. Во второй части статьи вас ждут более обнадёживающие и даже воодушевляющие истории о книгах не только пропавших, но и спустя тысячи лет возродившихся.
Автор статьи: Денис Штаев
Komentáře